Программа энергосбережения в жилом фонде Москвы


Вопросы энергоресурсосбережения, энергоэффективности - одни из важнейших вопросов в реформе ЖКХ. Они напрямую влияют на успешное решение экономических и социальных аспектов этой реформы, поскольку жилищно-коммунальное хозяйство потребляет около 58% тепловой и 32% электроэнергии производимой в городе.

В то же время до 40% подводимого к жилому фонду тепла теряется за счет непроизводительных потерь в разводящих сетях, недостаточно утепленных стенах, кровлях, окнах, дверях жилых зданий. Расход энергии на обогрев зданий более чем в 3 раза, расход воды в 4 раза больше, чем в странах Северной Европы со сходным климатом. Поэтому споров о необходимости развития программы энергосбережения нет. Идут дискуссии о путях ее реализации.

Первый путь - модернизация энергогенерирующих мощностей, тепловых сетей, реконструкция жилого фонда, ЦТП и т.д. с установкой на них энергосберегающего оборудования - требует огромных капитальных затрат со сроком окупаемости 10-12 лет.

Второй путь - стимулирование работ по росту энергоэффективности (в том числе и стимулирование эксплуатирующего персонала) - не требует значительных капитальных затрат, но в наших условиях при таких потерях может дать значительные результаты.

Нам кажется, следует объединить эти направления. Мы согласны с предложением Управления топливно-энергетического хозяйства, что часть средств (до 80%), полученных за счет проведения мероприятий по повышению энергоэффективности, необходимо направлять на дальнейшее развитие программы энергоресурсосбережения, в том числе на стимулирование оплаты труда и капитальное строительство. Таким образом, может быть включен механизм частичного самофинансирования и снижена нагрузка на бюджет.
Но это, в свою очередь, подразумевает более четкое разграничение сфер ответственности между производителями энергии в рамках построения нормального рынка энергоуслуг.
Сегодня, и это не секрет, производители и распределяющая сеть заинтересованы в увеличении отпуска энергии. От этого зависит их прибыль. Потребители энергии (РЭУ, ДЭУ да и сами жильцы) достаточно равнодушно относятся к потерям ресурсов, т.к. все дотируется из городского бюджета.

В связи с этим, создание эффективного рынка энергоуслуг невозможно без разработки новой нормативной базы, направленной на стимулирование энергоэффективности, организации системы муниципального управления и взаимодействия, препятствующего энергорасточительству и повышающего ответственность в этой области по всей цепи производитель - сеть - потребитель, в том числе и за счет тарифов, где должны оптимально сочетаться постоянные и переменные расходы с учетом сезонного и временного фактора.
Развитие нормативных документов и тарифов имеет базовое значение в области энергоэффективности. На этом не нужно экономить средства. Для их разработки должны быть привлечены самые лучшие специалисты и научные коллективы.

Опыт ФРГ показывает, что за счет совершенствования законодательной и нормативной базы, подкрепленной техническими мероприятиями, меньше, чем за 10 лет удалось преодолеть отставание Восточной Германии в стандартах энергоэффективности. На всей территории Германии действуют стандарты даже более жесткие, чем были в ФРГ несколько лет назад: от 54 до 100 кВт*ч/м2 площади зданий (в Москве же - до 160 кВт*ч/м2).

Эти меры необходимо дополнить развитием автоматизированных систем учета у конечных потребителей.
При внедрении системы автоматизированного учета в Центральном административном округе, г. Зеленограде и в управе «Преображенское» выявились расхождения по счетчикам между отпуском и потреблением ресурсов: по горячей воде - 24-26%, по тепловой энергии - 18-20%.
Только внедрение счетчиков позволяет снизить на 20-30% потребление горячей и холодной воды за счет ее рационального использования.
Меры по совершенствованию системы учета энергии необходимо дополнять мониторингом тепловых потерь — теплоаудитом.

По экспертным оценкам, до 50% тепла, вырабатываемого московскими ТЭЦ и районными котельными, теряется за счет изношенности подводящих сетей, нарушения или неэффективности теплоизоляции труб, низкой теплоэффективности зданий. Это хорошо видно зимой. Облака над теплоцентралями, сосульки на крышах домов. В общем, за то, что мы греем почву и окружающий воздух, расплачиваются жители Москвы и бюджет города через дотации.

Одним из важнейших источников возобновляемых топливных ресурсов является сам город. Ежегодно до 3 млн тонн бытового мусора собирается в жилом секторе, и большинство его складируется на подмосковных свалках, хотя до 70% твердых бытовых отходов (ТБО), после соответствующей сортировки, пригодны для использования в качестве низкокалорийного топлива. Ведь его калорийность выше, чем у бурого угля!

Подобный опыт существует. Построен и эксплуатируется первый энергоблок на мусоросжигательном заводе № 2, в ближайшее время будет введен в эксплуатацию более мощный энергоблок на заводе № 4. В планах - дальнейшее развитие этого направления.
Заводы производят электроэнергию не только для своих нужд, но и для коммерческих целей. Значительные количества попутного, так называемого «болотного» газа дают полигоны для захоронения ТБО и станции аэрации для очистки стоков.

Проведены работы по очистке этого газа и использования в качестве топлива для энергоблоков.
Однако российские энергетики не очень охотно используют избытки энергоносителей, полученные на основе биоэнергетики. Хотя в той же ФРГ с целью стимулирования развития биоэнергетики устанавливаются закупочные цены на 30% выше, чем отпускные тарифы, поскольку биоэнергетика наряду с развитием возобновляемых топливных ресурсов решает огромную экологическую проблему парникового эффекта.

Необходимость сокращения бюджетных расходов на содержание жилого фонда дорожной сети, санитарной очистки города и других сфер деятельности ЖКХ, уменьшения относительных затрат жителей на коммунальные услуги определяют направленность программы энергоэффективности в ЖКХ с учетом базовых проблем, приведенных выше.

Программа энергоэффективности ЖКХ является составной частью городской комплексной программы энергосбережения на 2001-2003 годы, утвержденной Правительством Москвы.
Основной упор сделан на проведение мероприятий по энергоэффективности в жилом секторе. Во-первых, это сравнительно малозатратные мероприятия, а во-вторых, улучшаются условия проживания людей.

Совместно со строительным комплексом разработаны нормативы и отраслевые стандарты по снижению теплопотерь ограждающих конструкций зданий, как при новом строительстве, так и при реконструкции жилого фонда. Разработан отраслевой стандарт, регламентирующий работы по утеплению чердачных перекрытий в процессе ППР. Более 8 тыс. домов в течение 2 лет будут переоборудованы по технологии «холодные кровли». Одновременно решаются 2 задачи. Снижение теплопотерь через чердачные перекрытия практически полностью препятствует образованию сосулек. Проводятся опытно-промышленные работы по монтажу облегченных мансардных крыш с утеплением чердачных перекрытий на так называемых хрущевских домах (серий П-18, П-49, 1605), не подлежащих сносу. Первые 13 домов будут сданы в ближайшее время.
Ведутся работы по разработке и монтажу водосберегающей арматуры в Мосводоканале, внедрению частотно-регулирующего привода в лифтовом и насосном хозяйстве.
В ряде округов (ЦАО, СЗАО, ВАО, Зеленоград) построены и успешно функционируют системы автоматического учета энергопотребления с элементами регулирования. Эта работа продолжается. Необходимо связать в единую сеть не только учет энергии, но и регулирование в зависимости от времени суток и окружающей температуры, т. е. тесно координировать эту работу с организациями, распределяющими энергоносители.

Кроме того, программой предусмотрено создание системы теплоаудита в жилом секторе с выходом на единую систему контрольно-диспетчерской службы ЖКХ. И такие работы в отрасли уже ведутся.

Кроме того, ежегодно в Москве к 3 млн т ТБО добавляется еще 3-5%. Растет также объем сточных вод, т. е. население города становится поставщиком возобновляемых топливных ресурсов. Сжигание 2 т ТБО заменяет 1 т каменного угля. Сегодня только 10% отходов перерабатывается путем сжигания (как в США), а в таких странах, как Япония, Швейцария, Дания сжигается до 70-80% ТБО.
В настоящее время на мусоросжигательном заводе № 2 после его реконструкции действует энергоблок мощностью по теплу 30 Гкал/ч, по теплу - 4,5 МВт.
Ведется строительство мусоросжигательного завода № 4 с установкой энергоблока мощностью соответственно 60 Гкал/ч и 9 МВт. Закончены проектные работы по реконструкции мусоросжигательного завода № 3, где предусмотрена установка энергоблока мощностью соответственно 35 Гкал/ч и 4 МВт.

Генеральный план развития города предусматривает строительство еще нескольких таких заводов. Предлагается также перевести Курьяновскую и Люблинскую станции аэрации биологической очистки сточных вод на полное обеспечение собственными биоисточниками энергии, т. е. использование попутных газов, получаемых в процессе брожения для энергообеспечения теплового, компрессорного и другого оборудования станций. А это газ и электроэнергия.

Ведется НИОКР по получению попутного газа путем разбуривания полигона ТБО в Хметьево производительностью 2200 м3/ч. Этого хватает для выработки электроэнергии для нужд полигона и заправки мусоровозов, обслуживающих полигон.


А.И. Озорников
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы