Транспортные магистрали являются одной из важных составляющих территориальной производственной и социальной инфраструктуры. В связи с этим, оценка эффективности строительства (реконструкции) и дальнейшего функционирования транспортного комплекса должна отражать его поливалентную сущность и многогранность решаемых и возникающих вновь проблем. Общеизвестно, что строительство и функционирование дорог и собственно автомобильный транспорт оказывают значительное воздействие на окружающую природную среду (вода, воздух, уровень шума, местообитания флоры и фауны, миграционные пути животных и т.д.) и на качество жизни населения, пользующегося этими благами цивилизации. В крупных городах трасса проектируемой магистрали прокладывается в очень сложных градостроительных, инженерно-геологических, технических и экологических условиях: сформировавшейся улично-дорожной сети, сложившейся плотной производственно-коммунальной и селитебной застройки, сильно разветвленной многоуровневой системы коммуникационных сетей. Санитарно-гигиеническое состояние атмосферы и акустический режим ряда селитебных территорий, расположенных вдоль проектируемых трасс, уже в настоящее время не отвечает действующим нормативам качества окружающей среды. Следовательно, с одной стороны, транспортное строительство вносит существенный вклад в загрязнение и изменение окружающей среды. С другой стороны, особенность этого процесса в том, что ни средство передвижения, ни транспортную магистраль нельзя изолировать от мест проживания людей и чем больше плотность населения, тем выше потребность в развитии транспортного комплекса. И если нет альтернативы развитию дорожной сети, то необходимо принимать своевременные и эффективные меры по предупреждению и минимизации ущерба, наносимого окружающей среде в процессе строительства и эксплуатации дорог. Основные проблемы, которые решаются при экологическом сопровождении проектной документации, связаны с принципиальными техническими решениями по следующим вопросам: • Охрана атмосферного воздуха; • Защита от шума и вибрации; • Водоотведение и очистка поверхностного стока; • Реабилитации пересекаемых малых рек и водоемов; • Защита территории от активизации cуффозионно-карстовых, эрозионных и оползневых процессов; • Вывоз, складирование и вторичное использование грунта; • Утилизация отходов строительно-бытового мусора и санитарная очистка территории; • Рекультивация прилегающих земель, санация почвенного покрова; • Благоустройство прилегающих территорий и компенсационное озеленение; • Охрана территорий Природного комплекса, территорий садово-паркового искусства и культурно-исторического наследия, архитектурных памятников. Решение всех этих проблем должно проводиться с учетом требований природоохранного законодательства и нормативно-правовой документации, регламентирующей выполнение строительных работ на территориях различного статуса и назначения. Особое значение экологическое сопровождение строительства и функционирования автомагистралей приобретает при внедрении новых технологий. Опыт показывает, что совместная работа организаций, планирующих развитие транспортного комплекса, проектировщиков, строителей и экологов позволяет своевременно устранять многие негативные явления, связанные с влиянием автомагистралей на окружающую среду. Примером этому могут служить МКАД, Волоколамская развязка, 3-е транспортное кольцо. Так, при строительстве Волоколамской развязки природоохранные мероприятия были направлены на защиту территории больниц и селитебной зоны от загрязнения воздушной среды и акустического воздействия автотранспорта, а также реабилитацию р.Химки и охрану природного комплекса. Строительство Лефортовских тоннелей потребовало разработки мероприятий по защите жилого сектора от шумового воздействия автотранспорта и загрязнения воздушной среды, особенно в местах въезда в тоннели и выезда транспорта из тоннелей. Кроме того, совместная работа археологов, архитекторов, проектировщиков и экологов позволила разработать природоохранные мероприятия при реконструкции Лефортовского парка, попадающего в зону влияния тоннелей. Совместная работа, естественно, приводит к «экологизации» инженерной мысли, а экологи обогащаются знаниями в области технологических возможностей реализации тех или иных природоохранных мероприятий. Неоценимую роль в актуализации экологических проблем развития транспортного комплекса и поисков путей их решения могут сыграть традиционные семинары по вопросам разработки и внедрения природоохранных мероприятий при проектировании и строительстве автомобильных дорог. Основными задачами семинаров являются: - стимулировать разработку экологически устойчивой транспортной политики в России; привлечь внимание работников высшего звена к экологическим проблемам развития и специфическим аспектам проектирования, строительства и функционирования объектов транспортного комплекса; - совершенствовать возможности и пути использования оценки воздействия на окружающую среду как планового механизма обеспечения соответствия проектов развития, строительства (реконструкции) и функционирования транспортного комплекса требованиям охраны, сохранения и восстановления окружающей среды; - определить наиболее экологически эффективные и экономически целесообразные технологические приемы и технические решения при реализации природоохранных мероприятий; - определить приоритеты с последующей интеграцией экологических требований в процесс планирования развития транспортной сети России. Важно отметить, что наряду с семинарами по законодательно-нормативным аспектам и общеэкологическим проблемам развития транспортного комплекса, необходимы семинары по частным проблемам. Особенно это касается разработки и внедрения природоохранных технологий. Таким образом, реализация всего комплекса природоохранных мероприятий должна быть направлена не только на компенсацию наносимого ущерба, но и на сохранение, реабилитацию, конструирование и улучшение состояния окружающей среды,попадающей в зону влияния объектов транспортного комплекса, а также условий труда, быта и отдыха населения. В.Д. Дерюжинская, Э.В. Цирин ЗАО "Центр практической экологии - Экотерра" |