Водообеспечение Москвы питьевой водой


Правительством Москвы осуществляются мероприятия, направленные на улучшение экологического состояния водосборных территорий водных объектов источников питьевого водоснабжения города Москвы, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.01.97г. № 75 «О мерах по обеспечению устойчивого водоснабжения г. Москвы».

Реализуется программа совместных с Московской областью работ по контролю за зонами санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Москвы и Московской области. Работы ведутся МГП «Мосводоканал», ГУПР МПР по Московской обл., Министерством экологии и природопользования Московской обл., ЦГСЭН, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской обл., Управлением Мосрыбвод.

Проводится совместная работа по контролю за санитарным состоянием сельскохозяйственных объектов. Реализуются программы по проектированию и строительству централизованных систем канализации в Одинцовском, Красногорском и Мытищинском районах.
Разработана проектная документация по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Москворецкого и Волжского источников питьевого водоснабжения Москвы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.97г. № 75 «О мерах по обеспечению устойчивого водоснабжения г. Москвы Правительство Москвы принимает долевое участие в финансировании мероприятий по улучшению экологического состояния водных объектов -источников питьевого водоснабжения Москвы:

по Московской обл.- 16 млн. руб.
по Смоленской обл. -6.2 млн. руб.
по Тверской обл. — 19.72 млн. руб.
На реконструкцию гидротехнических сооружений Канала им. Москвы профинансировано в 2001-2002гг.- 76 млн.руб
На разработку ТЭО и строительство Южной системы водоснабжения из подземных источников профинансировано в 2001-2002гг. - 111.3 млн, руб.
На строительство централизованных систем канализации в Московской обл. профинансировано в 2000-2002гг. свыше 4 млн. руб.

Вместе с тем санитарно- эпидемиологическая ситуация на водосборных территориях источников питьевого водоснабжения Москвы остается напряженной, в последнее время участились случаи загрязнения питьевых источников города.
Такое положение сложилось, прежде всего, из-за:

- стихийной застройки зон санитарной охраны подмосковных водохранилищ;
- отсутствия утвержденных грани водоохранных зон;
- не определено право собственности на водные объекты -- источники питьевого водоснабжения Москвы;
- не принимаются меры по выводу объектов-загрязнителей из прибрежных защитных полос.

В последнее время происходит смена приоритетов загрязнителей с объектов сельского хозяйства и промпредприятий на коттеджные поселки и садоводческие товарищества, расположенные по берегам водоемов.
Требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны (ЗСО) определены Санитарными Правилами СП 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы».
Государственный санитарно-эпидемиологический контроль за соблюдением установленного режима зон санитарной охраны осуществляют органы санэпиднадзора, государственный экологический контроль - природоохранные органы в приделах своей компетенции. Отведение земельных участков в пределах 2-го и 3-го пояса ЗСО должно производиться только при наличии технических условий на канализование участка, выданных МГП «Мосводоканал».

К компетенции контролирующих органов г. Москвы относятся территории 1-го пояса ЗСО в границах г. Москвы, т.е. территории водопроводных станций. Контроль территорий источников водоснабжения, расположенных во 2-м и 3-м поясах ЗСО, относится к компетентности контролирующих органов Московской, Смоленской и Тверской областей.
МГП «Мосводоканал» неоднократно направлял в прокуратуру материалы о незаконном размещении объектов в ЗСО.

Правительством Москвы и Московской области принят ряд программ по предотвращению загрязнения источников водоснабжения Москвы. Однако реализация их осуществляется не в полном объеме из-за недостаточного объема финансирования.
В соответствии с планом работы Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области, во II квартале 2003г. запланировано рассмотрение вопроса «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы, Московской, Смоленской и Тверской области в совместном использовании и охране водных ресурсов в бассейнах питьевого водоснабжения Москвы на территории названных областей».
Рабочей группой Объединенной коллегии подготовлен проект бассейнового соглашения о совместном использовании и охране водных ресурсов в бассейнах источников питьевого водоснабжения Москвы и проект решения Объединенной коллегии по этому вопросу.
Принятие указанных документов позволит решить во, многом, существующие проблемы.


А.Г. Крошилов
Отдел по охране водных ресурсов