Новая техника для городского коммунального хозяйства



Высокая интенсивность движения автомобильного транспорта на дорогах Москвы, скопление пешеходов на тротуарах предъявляют особые требования к содержанию дорог, механизации и технологии уборочных работ. В соответствии с поставленными Правительством Москвы задачами в настоящее время проводится коренное техническое перевооружение дорожной отрасли города и создаются современные производственные мощности, в частности, по обеспечению содержания дорог в летнее и зимнее время. Особое место занимает проблема содержания внутриквартальных проездов, тротуаров, дворов, которая в настоящее время решается за счет применения уборочной техники на сельхозтракторах и ручного труда. Остро встала необходимость создания универсального шасси, которое вместе с комплектами сменных органов решало бы такие задачи как:
- уборка и содержание внутриквартальных проездов и дорог;
- уборка и содержание широких тротуаров (более 3-х м.) и пешеходных дорог;
- уборка и содержание периметров площадей, дорожной сети городских лесопарков,
парков и скверов;
- содержание зеленых насаждений вдоль городских дорог, в лесопарках, парках и
скверах.

В настоящее время в коммунальном хозяйстве Москвы с этой целью используется свыше 50 наименований специализированной отечественной техники, выполненной на базе 7 моделей автомобилей и 8 моделей тракторов общего назначения, не приспособленных к специфике работ. К недостаткам шасси, используемых автомобилей и тракторов, следует отнести отсутствие необходимого диапазона скоростей 200...400 м/ч и возможности независимого отбора до 70% мощности на привод СРО, ограничение нагрузок на оси и недостаточная маневренность в городских условиях. Отдельные коммунальные и дорожные хозяйства Москвы и других городов для покрытия потребности в универсальной технике закупают за рубежом специальные многоцелевые шасси Unimog с оборудованием Schmidt, Multikar и другие. Однако закупка этих машин обусловливает необходимость значительных валютных вкладов, а также последующих затрат на приобретение эксплуатационных материалов и запасных частей.
Многоцелевое шасси, высокоманевренное и необходимых габаритных размеров, способное работать в стесненных условиях дворов и внутриквартальных проездов разработано и изготовляется в настоящее время мелкими сериями в ОАО «ВНИИстродормаш» .
Требования к шасси были сформулированы специалистами Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы и основными из них были:
- габаритный размер по ширине 1900 мм;
- радиус поворота по оси внешнего колеса не более 4,9 м;
- минимальная устойчивая скорость 0,4 км/час;
- конструкция и размеры присоединительных устройств для крепления рабочих органов
должны быть выполнены по германскому стандарту DIN 76060.
Созданное во ВНИИстройдормаш универсальное шасси, получившие индекс МДКУ-07, представляет собой двухосную, короткобазовую машину с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими колесами. Двухместная кабина машиниста расположена в передней части машины, перед двигателем, откидывается вперед, открывая доступ для обслуживания двигателя и трансмиссии.
На спецшасси установлен дизельный двигатель BF4L913 (DEUTZ, Германия) с запуском электростартером с рабочего места машиниста. Машина имеет гидростатическую трансмиссию, состоящую из реверсивного гидронасоса переменной производительности и гидромотора.
Передний управляемый и задний неподвижный суппорты представляют собой плиту, выполненную в соответствии с требованиями германского стандарта DIN76060, что позволяет, при необходимости, агрегатировать шасси с импортным оборудованием.
Одновременно с отработкой шасси производится или готовится к производству ряд сменного оборудования:
- снежный отвал длина 2500, секционные подпружиненные ножи (резина, металл),
поворот в плане ±30о;
- щетка для снега длина по ворсу 2500, диаметр 700 мм, реверсивная, поворот в плане
±30о;
- бортовой кузов вместимостью 2 мЗ;
- самосвальный кузов 2,1 мЗ с задней или боковой выгрузкой;
- Привязаны к машине и могут устанавливаться:
- распределитель реагентов Бошунг с вместимостью расходного бункера 1,1 мЗ;
- мойка высокого давления производства Доркомтехники, г.Москва (вместимость
расходного бака - 2 мЗ воды).
Разработаны и готовятся к изготовлению бульдозерный отвал (длина 2000 мм) и фрезерно-роторный снегоочиститель.
Ведутся работы по привязке вакуумно-подметального оборудования.

Несколько образцов многофункциональной коммунальной машины МДКУ-07 со сменными органами работают в настоящее время в ряде организаций г.Москвы. Конструкция и промышленный образец защищены патентами Российской Федерации.
Еще одна разработка Института для городского хозяйства - снегопогрузчики нового поколения с гидромеханической трансмиссией с лаповым и шнековым рабочими органами, производительностью соответственно 200 и 600 куб. м в час.
Институтом созданы механизированные приемные бункеры с молотковыми дробилками для оснащения снегоплавильных камер при утилизации больших объемов снежно-ледяных масс, которые с сентября 2001 года выпускаются серийно и за эксплуатацией которых институт ведет постоянный надзор. За зимний сезон 2003-2004 гг. этим оборудованием переработано около 7 млн. куб. м. снега.
Создана и серийно выпускается мобильная установка для забивки и замены столбиков барьерных ограждений на автомагистралях, которая обеспечивает забивку и извлечение стоек дорожных ограждений размерами 100 и 120 мм, высотой 1700 мм. Установка смонтирована на автомобиле ЗИЛ-5301 АО и оснащена гидромолотом с энергией удара 400 Дж и частотой 600 ударов в минуту. Производительность установки - 20 столбиков в час. С одной установки машины может забиваться 4 столбика. Управление установки - дистанционное с выносного пульта.
Разработана и будет выпускаться передвижная установка для переработки придонных осадков, извлеченных из водоемов погрузочными механизмами и уложенных в траншеи или другие виды складирования, с целью приготовления из них после обезвоживания растительных грунтов, используемых на газонах и площадках озеленения города. Установка обеспечивает дробление до однородной сыпучей массы , загруженного в ее бункер материала. Производительность установки не менее 900 куб. м в час, тип рабочего органа - многороторная дробилка, вместимость бункера - 2,0 куб. м.
ОАО «ВНИИстойдормаш» принимаются заявки на изготовление многофункционального коммунального шасси с набором сменного рабочего оборудования, механизированных бункеров для утилизации снежно-ледяных масс, машины для забивки и извлечения столбиков дорожных ограждений и установки для приготовления растительных грунтов.



А.В. Телушкин. к.т.н.,
ВНИИстройдормаш