Концепция восстановления и реабилитации малых рек


Организация Объединенных наций (ЮНЕСКО) определила 2003 год как «Международный год воды».
В связи с этим, проблемы, обозначенные в представленной на рассмотрение Концепции восстановления и реабилитации малых рек г. Москвы, являются актуальными не только на уровне города и России, но и на международном уровне.

Целью данной концепции является определение основных экологических и экономических принципов развития города, направленных на создание благоприятной среды проживания человека и развития города, включая экологическую реабилитацию малых рек и прилегающих к ним территорий.

Анализ существующего положения по малым рекам в г. Москве определил необходимость проведения оценки водных объектов по двум направлениям:

- оценка качественного состояния самих рек;
- оценка состояния территорий, прилегающих к рекам.

На территории Москвы более 140 рек и ручьев. Наиболее крупные реки Яуза, Сходня, Сетунь начинаются на территории Московской области.
Кроме того, в Москве имеется 360 водоемов естественного и искусственного происхождения, из которых 170 являются русловыми. Общая площадь водного зеркала 900 га.

Система водных объектов Москвы является частью природной среды города, выполняет различные функции, в основе которых лежат:

- формирование ландшафтного облика города;
- создание благоприятного микроклимата;
- отвод ливневых и грунтовых вод.

В настоящее время водные объекты Москвы образуют коллекторно-речную сеть, которая в основном решает инженерные функции.
40 речек и ручьев полностью забраны в коллекторы и утрачены, как элементы природной среды.
55 речек были подвержены техногенной трансформации и остались открытыми на 10 -50 %. Только 38 рек сохранили открытые русла.

Таким образом, большое количество водотоков заключено в коллекторы, что нарушает непрерывность и целостность водных объектов и водной системы г. Москвы в целом.

Заключение рек в коллекторы приводит к необратимым экологическим потерям:

- нарушаются процессы естественного самоочищения рек;
- ликвидируются речные долины, выполняющие в городе роль «экологических коридоров»;
- создаются условия для возможного подтопления прилегающих территорий;
- проектирование и строительство коллекторов не предусматривает выполнение дренирующих функций окружающих территорий;
- происходит заиление коллекторов, ведущее к необходимости проведения затратных работ по промывке и очистке коллекторов.

В результате этого, в настоящее время экологические функции водной системы, такие как водоохранная, сохранение устойчивого биоразнообразия, развитие мест отдыха (рекреации) для населения, практически утрачены.

Качество воды в реках в основном формируется за счет стока с территории города. По бассейнам ряда рек (например, Яуза, Сетунь) объем стока через городские сети составляет 98 %, причем 65 % стока поступает с селитебных территорий, а 35 % от абонентов (промпредприятий и иных хозяйствующих субъектов).
Только 40 % территории города оснащено очистными сооружениями. Это явно недостаточно. Правительством предусматриваются меры по дополнительному строительству очистных сооружений и реконструкции существующих, но в условиях недостаточного бюджетного финансирования реализации этих мероприятий затягивается по срокам.
В тоже время абоненты городских водосточных сетей, доля стоков которых от общего объема сточных вод - 35 %, недостаточно задействованы в плане осуществления строительства собственных локальных очистных сооружений.

Действующая система платежей с абонентов за сборы загрязняющих веществ со сточными водами, не достаточно стимулирует Мосводоканал и Мосводосток добиваться сокращения сбросов от абонентов в городские сети, так как полученные платежи поступают в их доход. При этом сами предприятия водопроводно-канализационного хозяйства освобождены от платы за сбросы в водоемы на территории г. Москвы в пределах установленных им лимитов. Такая система определена нормативным документом Правительства Москвы (распоряжение Мэра № 52 от 25.05.01 г.) и, по нашему мнению, должна быть пересмотрена.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на следующую проблему. По качеству воды в водных объектах уже на входе в Москву наблюдается превышение рыбохозяйственных нормативов (ПДК рыбохозяйственного значения). Требование по соблюдению в водах рек рыбохозяйственных показателей установлено федеральными органами, в частности Мосрыбводом Госкомрыболовства. При этом водные объекты Москвы не используются в целях промыслового рыболовства.

Установленное законодательством (Водным кодексом) право субъекта определять виды пользования водными объектами, находящимися в его собственности, по их функциональному назначению до настоящего времени не реализовано. Не утвержден до настоящего времени и перечень водных объектов, отнесенных к федеральной собственности и к собственности г. Москвы.

Вторым обязательным направлением при оценке состояния малых рек - это оценка состояния прибрежных территорий.
Существующая система пойменных и прибрежных территорий представляет собой цепочку незастроенных площадей с частично сохранившимся озеленением в различной стадии антропогенной нарушенности.
Имеют место незаконно размещенные постройки, отдельные участки прибрежных территорий захламлены, некоторые участки русел завалены деревьями и мусором.
Это связано, с одной стороны, со сложившимся отношением к речной системе и прилегающим территориям, как к «бесхозным неудобьям», не представляющим градостроительного интереса и требующим дорогостоящих инженерных решений при их освоении. С другой стороны, эти территории находятся под защитой природоохранного законодательства, ограничивающего хозяйственную деятельность.
В тоже время, прибрежные территории и сами водные объекты при правильной организации культурного ландшафта, озеленении способствуют восстановлению и оздоровлению среды обитания человека и города в целом. В последние годы градостроительная политика, в основном, строилась на активном освоении и застройке территорий города, забывая о сохранении естественной среды, как необходимом элементе комфорта среды проживания.
Для исключения такой практики необходимо выявление участков с сохранившимся природным потенциалом для их реабилитации.

Малые реки и прибрежные территории должны стать центром общественного притяжения.
Основными направлениями развития прибрежных территорий должны стать:

1. Максимальное сохранение речных долин.
2. Обеспечение непрерывности речной сети, исключив практику забора рек в коллекторы. 3. Сохранение видового разнообразия растений и животных, которые являются индикаторами условий обитания и рекреационно привлекательны.
4. Обеспечение связи прибрежных территорий с крупными объектами природного комплекса города и создание на базе гидросети единой системы озеленения городских территорий.
Необходимо сделать акцент на существующей системе управления и контроля за состоянием водных объектов в г. Москве.

Управление водными ресурсами и контроль за состоянием рек осуществляется:

- федеральными органами (Главное управление ПР Министерства природных ресурсов РФ, МоБВУ, Мосрыбвод, ЦГСЭН в г. Москве Минздрава России);
- государственными органами г. Москвы (Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, экологическая милиция).
Координирующий орган в области охраны водных ресурсов отсутствует, что приводит к несогласованности решений, дублированию функций, отсутствию единых подходов в требованиях по охране водных объектов.

Анализ сложившейся в городе ситуации с малыми реками определил основные принципы Концепции восстановления и реабилитации малых рек:

- обеспечение рационального использования природных ресурсов, основанного на повышении правовых, административных и экономических методах управления водными объектами и прилегающими территориями;
- обеспечение экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных и инженерных решений на данных объектах города;
- законодательное закрепление ответственности за содержание водных объектов и их прибрежных территорий.

Эти принципы должны быть заложены в Программу первоочередных мероприятий по экологическому восстановлению малых рек.
Для реализации Концепции предложены основные действия и направления: Совершенствование системы управления и охраны водных ресурсов в г. Москве и нормативно-законодательной базы.

- Предлагается в качестве координирующего органа управления и охраны водных объектов создание Координационного Совета.
- Подготовка и подписание договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и г. Москвы.
- Утверждение перечня объектов, отнесенных к федеральной собственности и к собственности г. Москвы.
- Утверждения положения об организации управления и содержания прибрежных территорий с закреплением ответственности.

Разработка конкретных мероприятий по восстановлению и реабилитации малых рек, включающие:

- строительство новых современных очистных сооружений,
- очистку акваторий и русел водных объектов,
- реабилитация прибрежных территорий с привлечением дополнительных инвестиционных ресурсов для создания мест отдыха населения.

Создание единой городской системы мониторинга водных объектов, объединяющей имеющуюся информацию в различных структурах о состоянии водных объектов для оперативного принятия управленческих решений по улучшению качества водных объектов.

Разработка экономического механизма регулирования водопользования и стимулирования организаций к проведению природоохранных мероприятий. Результатом реализации такой Программы является:

- Максимальное стимулирование естественных процессов самоочищения водных объектов;
- Сохранение и восстановление открытых русел малых рек;
- Реабилитация прибрежных территорий с созданием на их (1 основе единой сети озелененных территорий города;
- Уменьшение поступлений загрязняющих веществ в водные объекты.

Заложенные данной Концепцией принципы и положения, должны служить импульсом для планомерной работы, и создания на базе малых рек природного потенциала и экологического каркаса города, как обязательного элемента благоприятной среды проживания.
Прибрежные территории формируют качество и состояние самих водных объектов, ландшафт городской среды, обеспечивают рекреационный и природный потенциал города.
В условиях города экологическая роль прибрежных территорий, долин рек должна только возрастать, так как эти территории являются экологическим каркасом города, по ним должно осуществляться формирование единой системы устойчивого озеленения городских территорий.


Е.Л.Елова
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы