Современная практика инженерного обустройства крупных городов (мегаполисов) требует устройства сложных мостовых сооружений в составе внутригородских транспортных пересечений. Их возведение характеризуется специфическими условиями и требованиями: - условия существующей плотной городской застройки, при насыщенности территории строительства различными инженерными коммуникациями, устанавливают необходимость подчинения конструкций и расположения мостовых сооружений требованиям трассы (криволинейное очертание, значительная косина в плане и большие продольные уклоны); - повышенные архитектурные требования; - повышенные требования к долговечности сооружений; - повышенные экологические требования; - строительство в кратчайшие сроки в условиях непрекращающегося движения всех видов транспорта или с минимальными перерывами движения. В наибольшей степени упомянутым условиям и требованиям удовлетворяют городские мосты со стальными или сталежелезобетонными пролетными строениями. Вместе с тем, современная практика проектирования характеризуется усложнением статических схем сооружений при одновременной необходимости обеспечения пониженной строительной высоты пролетных строений, что, соответственно, требует инновационных подходов к разработке конструктивно-технологических решений. Приведем ряд примеров. Бережковский мост запроектирован по схеме 108+148+108м с металлическим пролетным строением с ортотропной плитой проезжей части в 1997г. Впервые в отечественном мостостроении применены наклонные стенки коробчатой балки жесткости. Это нововведение обусловило необходимость решения ряда конструктивных и технологических задач по изготовлению и сборке на монтаже. Технология приварки наклонных стенок при изготовлении потребовала проведения научных исследований по отработке режимов сварки под острыми и тупыми углами и.т.д. Несимметричность поперечного сечения относительно вертикальной оси потребовала исследования пространственной работы конструкции на стадии монтажа и эксплуатации. Комплекс мостовых сооружений в составе объекта «Реконструкция Донбасского путепровода» включает трамвайную эстакаду, автодорожный путепровод, коммуникационную эстакаду. В составе трамвайной эстакады запроектировано неразрезное цельнометаллическое пролетное строение с рекордным для России и стран СНГ пролетом 98м для балочных стальных пролетных строений под обособленную трамвайную нагрузку. Сооружение расположено на кривой и S-образной кривой. Применена специальная конструкция деформационных швов, устраиваемых в уровне низа балластного корыта на перемещения до 200мм. Автодорожный путепровод выполнен по схеме 42+66+42. Пролетное строение имеет косину - 24°, которая для сплошностенчатых пролетных строений является самой большой в отечественном мостостроении. Нетрадиционные конструктивные решения обусловили необходимость проведения научных исследований по пространственной работе конструкций, технологии сварки и монтажа. Предложенные конструктивно-технологические решения по пролетным строениям мостов показали высокую эффективность и внесли определенный вклад в развитие транспортной сети г. Москвы. Апробация разработок ОАО "Гипротрансмост" на объектах г.Москвы дает основание возможности применения предложенных конструктивно-технологических решений на строительстве мостовых сооружений в других крупных городах РФ и СНГ. В.А. Селиверстов, ОАО «Гипротрансмост» |