Отходы в городе. Проблемы и перспективы


Реформирование жилищно-коммунального хозяйства, по-видимому, наиболее острая в экономическом и социальном плане проблема для России в ближайшие годы. Известно, что для городов (особенно крупных) объекты ЖКХ после автотранспорта - основные загрязнители окружающей среды. Поэтому особенно важно реализовать в этой сфере проекты, которые, с одной стороны, уменьшали бы финансовое бремя на население, а с другой - улучшали экологическое состояние городов. В этом отношении основными, конечно, являются проекты по ресурсосбережению (вода, тепло, электроэнергия). Но хотелось бы остановиться на таком достаточно очевидном направлении ресурсосбережения как вторичное использование отходов.

Проблема обращения с отходами производства и потребления в г.Москве продолжает оставаться одной из важнейших, как с точки зрения стабилизации и улучшения экологической ситуации, так и не использования ресурсного потенциала города. Уже у всех на слуху и стали привычными цифры в несколько миллионов тонн отходов, образующихся в Москве. Более 3-х миллионов тонн только твердых бытовых отходов собирается с относительно небольшой территории города. Если представить, что весь городской мусор мы не будем вывозить, а будем в течение года равномерно распределять по территории, то на каждом квадратном метре окажется, по меньшей мере, по 3 кг бытовых отходов! Для справки: вклад Москвы в общий объем образования ТБО по Центральному федеральному округу России, а это 17 областей площадью около 750 тыс.кв.км, составляет 30%.

К впечатляющим ежегодным объемам генерации ТБО г.Москвы следует добавить около 3 млн.тонн промышленных отходов, почти 4 млн. тонн отходов строительного комплекса и 5 млн.тонн осадков городских очистных сооружений. И практически все это подвергается захоронению на территории сравнительно небольшой и плотно населенной Московской области.

Система управления отходами производства и потребления в г.Москве в основном базируется на практической деятельности Государственных унитарных предприятий МГУП "Промотходы" и ГУП "Экотехпром". В последние годы в области обращения с отходами, включая процессы обезвреживания и переработки, активно развивается частный сектор экономики, представленный малыми и средними предприятиями. На фоне неразвитого в целом по России системного регулирования отходов, московская система управления отходами выглядит на сегодняшний день одной из лучших в России. Однако масштабность стоящих перед городом задач, впрочем, как и перед всем Московским регионом, в сфере управления отходами требует срочной реорганизации отрасли.

Возвращаясь собственно к отходам, хочется отметить банальную истину об их высоком ресурсном потенциале. Городская агломерация, являясь потребителем ресурсов всех видов (вода, земля, воздух, энергия и т.д.), одновременно является и производителем так называемого вторичного ресурса в виде своих отходов. При этом отходы - ресурс уникальный по своему поликомпонентному составу, по непрерывности и стабильности воспроизводства, что позволяет осуществлять долгосрочное планирование перерабатывающих производств. Город, как собственник ресурса, вправе распорядиться им по своему усмотрению: либо по возможности извлекать прибыль, либо нести убытки от неумелого управления.

Максимальное извлечение и полезная утилизация вторичных материалов представляет собой в настоящее время для города безальтернативный вариант функционирования системы управления отходами. Очевидно и неизбежно необходимо вкладывать деньги в направления по сокращению захоронения отходов, что в долгосрочной перспективе безусловно окупится и позволит Москве снизить порог зависимости и ответственности перед областью за экологические издержки и риски, связанные с полигонами.

Цивилизованно решить проблему вторичного использования отходов можно только путем принятия в России закона об экономической ответственности производителя за утилизацию своей продукции. Такие законы действуют в большинстве стран мира, сейчас уже их начинают принимать страны Балтии и Украина. За переработку пластиковой бутылки или пакета должен платить производитель. Тогда система сбора и индустрия переработки организуется быстро и эффективно. Но пока такого закона нет, необходимо оптимизировать существующую финансовую и организационную схему.

В настоящее время в Москве к разряду вторичных материальных ресурсов (BMP), т.е. имеющих какой-либо реальный спрос у потребителей, относятся отходы металлов, стекла, полимеров и макулатура. Постепенно возрастает роль как BMP отработанной авторезины.

Основные показатели по образованию и реальному сбору BMP в г.Москве выглядят следующим образом. По оценке специалистов (ГУЛ «Промотходы») в общей массе инертных промышленных и бытовых отходов содержится не менее 2,5 млн.тонн вторичного сырья, с возможностью извлечения для использования до 1,5 миллионов тонн (60%). Реально собирается только около 30% BMP всех видов. Практически полностью выбираются цветные и черные металлы; менее чем на 50% от возможного выбирается стекло. Полимеры всех видов выбираются на 6% от возможного. Не используется и захораниваете до 75% «чистых» отходов древесины. При образовании в городе более 47 тыс.тонн изношенной авторезины, сбор ее составляет только порядка 9-10 тыс.тонн Половина пригодной к использованию макулатуры (450 тыс.тонн) захоранивается, а это - 73% безвозвратных потерь всех вторичных ресурсов города.

Предприятия московской Ассоциации «Вторэкоиндустрия», которые являются основными действующими лицами на московском рынке вторсырья, ориентированы основном на заготовку BMP от компактных источников - промышленных предприятий и коммерческих организаций. Жилой сектор остается мало охваченным системой сбора полезных составляющих. Большая часть отходов в качестве вторичных ресурсов передается на использование и утилизацию за переделы г.Москвы. Этот процесс обусловлен отсутствием или недостаточной мощностью производств по переработке целого ряда отходов внутри города.

Экспорт отходов как вторичного сырья из города Москвы, конечно, является одним из перспективных путей минимизации захоронения и, безусловно, требует всяческого стимулирования. С целью обеспечения необходимого качества отходов как ликвидного товара на рынке вторичных материальных ресурсов необходимо поощрять развитие городской системы кондиционирования отходов. Тем не менее, привязка к потребителю сырья в других регионах часто является фактором лимитирования объемов сбора, что, например, происходит на рынке макулатуры, когда ограниченный круг перерабатывающих производств, расположенных на расстоянии 200 - 1000 км, диктует ценовую политику.

Другим путем извлечения прибыли может стать переработка отходов в продукцию, потребляемую самим городом. Основные виды вторичных ресурсов не относятся к особо опасным отходам. Их переработка может быть успешно организована в черте города и сопряжена с прямыми выгодами для бюджета с точки зрения снижения затрат на захоронение, получения рентабельной востребованной продукции, а также налоговых поступлений от переработчиков. Кроме того, развитие «отход-перерабатывающей» отрасли позволит решать проблему занятости населения.
Например, если говорить о бумаге, то в Москве собирается (в основном из компактных коммерческих источников) не больше 50% макулатуры. Все собранные объемы вывозятся в другие регионы. В то же время, макулатура, как ценный вторичный ресурс, может быть с пользой утилизирована непосредственно в городе Москве. Но производственные мощности по переработке макулатуры до сих пор отсутствуют. Это можно объяснить относительно высокой стоимостью оборудования для масштабной и рентабельной переработки макулатуры. Тем не менее, представляется крайне необходимым и полезным организовать переработку московской макулатуры экологически безопасными методами непосредственно в городе, и такие возможности имеются.

Используя опыт крупных зарубежных городов, можно организовать переработку макулатуры в туалетную или упаковочную бумагу, картон и т.п. на площадях перепрофилируемых московских предприятий. Экономически такая переработка высоко рентабельна, не говоря уже об экономическом, социальном, экологическом и «политическом» (с точки зрения взаимоотношений с областью) аспектах. Производство практически не имеет выбросов в атмосферный воздух (в отличие от ряда других технологий по переработке отходов) и не имеет экологических органический по санитарно-защитной зоне.
Приблизительный расчет показывает, что переработка даже 200 тыс.тонн макулатуры (менее половины ежегодно захораниваемой) сократит расходы на ее вывоз на полигон и захоронение на 121 млн.руб. в год, но позволит получить продукции более, чем на миллиард рублей (с соответствующими поступлениями в бюджет). Таким образом, макулатура успешно превращается в деньги по месту образования, а система сбора приобретает новый импульс для своего развития. Поэтому абсолютно неотложной задачей является строительство в Москве крупного перерабатывающего комплекса для макулатуры, хотя бы на 50-80 тыс.тонн в год. В Москве реализация подобного проекта представляется привлекательной в инвестиционном плане, поэтому помощь городских властей может быть ограничена обоснованием и выделением подходящей площадки для строительства. Такие предприятия в мире уже существуют, и их строится все больше. Например, бумажная отрасль в Великобритании обрела свое второе дыхание именно благодаря макулатуре и успешно ориентирована на потребление этого вторичного ресурса.


А.Г.Ишков
Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по ЦФО