Оценка природоохранного эффекта от использования новых технологий, техники и оборудования при экологическом проектировании дорожно-мостовых объектов



Существующая на сегодняшний день практика проектирования дорожно-мостовых объектов в достаточной степени учитывает значительный перечень условий и параметров связанных, так или иначе, с состоянием природной среды.

Особо следует отметить, что в современных условиях интенсивного роста парка автотранспортных средств, и, как следствие необходимости реконструкции и развития автомобильно-дорожной сети РФ, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) становится важнейшим показателем безопасности объектов дорожной инфраструктуры.
Разработка раздела ОВОС позволяет оценить природоохранный эффект от внедрения новых технологий, техники и оборудования, путем сопоставления эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду и других негативных воздействий при строительстве и эксплуатации дорожно-мостовых объектов с использованием новых технологий, техники и оборудования и без них.
С качеством дорожного покрытия связан расход топлива транспортными средствами: при улучшении качества покрытия расход меньше, а при плохом его состоянии — выше. Например, при наличии выбоин и шероховатостей на поверхности покрытия расход топлива на 100 км в среднем на 2 л выше, чем при идеальном его состоянии.
Одним из основных путей экологизации автомобильного транспорта является создание альтернативных видов топлива, а также внедрение эффективных систем нейтрализации выбросов отработавших газов.
Использование техники и оборудования с невысокой шумностью двигателей (что подтверждается на практике проектирования) позволит обеспечить качество акустической среды и непосредственно на дорожном объекте, и на прилегающих селитебных территориях, соответствующее нормативным требованиям.

При проектировании, строительстве и эксплуатации дорожных объектов необходимо стремиться к построению транспортной системы, сопряженной с природными экосистемами. Так, например, необходимо:
- использовать такие дорожные одежды и такой тип укрепления обочин, которые исключают осыпание, избыточные смыв и пылеобразование;
- учитывать динамику ландшафта, периодические изменения придорожных экосистем и биологическую ценность нарушаемых строительством земель;
- сохранять и защищать заказники, водоохранные зоны и памятники природы.

Внедрение новых технологий, техники и оборудования при строительстве и эксплуатации
дорожно-мостовых объектов не только способствует реабилитации окружающей среды, но и позволяет достичь ощутимого эколого-экономического эффекта, выражающегося в сокращении зон сверхнормативного воздействия, и, как следствие, в снижении экологического ущерба.



П.Е.Смирнов, к.э.н.,
ФГУП "Союздорпроект "