Существующая на сегодняшний день практика проектирования дорожно-мостовых объектов в достаточной степени учитывает значительный перечень условий и параметров связанных, так или иначе, с состоянием природной среды. Особо следует отметить, что в современных условиях интенсивного роста парка автотранспортных средств, и, как следствие необходимости реконструкции и развития автомобильно-дорожной сети РФ, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) становится важнейшим показателем безопасности объектов дорожной инфраструктуры. Разработка раздела ОВОС позволяет оценить природоохранный эффект от внедрения новых технологий, техники и оборудования, путем сопоставления эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду и других негативных воздействий при строительстве и эксплуатации дорожно-мостовых объектов с использованием новых технологий, техники и оборудования и без них. С качеством дорожного покрытия связан расход топлива транспортными средствами: при улучшении качества покрытия расход меньше, а при плохом его состоянии — выше. Например, при наличии выбоин и шероховатостей на поверхности покрытия расход топлива на 100 км в среднем на 2 л выше, чем при идеальном его состоянии. Одним из основных путей экологизации автомобильного транспорта является создание альтернативных видов топлива, а также внедрение эффективных систем нейтрализации выбросов отработавших газов. Использование техники и оборудования с невысокой шумностью двигателей (что подтверждается на практике проектирования) позволит обеспечить качество акустической среды и непосредственно на дорожном объекте, и на прилегающих селитебных территориях, соответствующее нормативным требованиям. При проектировании, строительстве и эксплуатации дорожных объектов необходимо стремиться к построению транспортной системы, сопряженной с природными экосистемами. Так, например, необходимо: - использовать такие дорожные одежды и такой тип укрепления обочин, которые исключают осыпание, избыточные смыв и пылеобразование; - учитывать динамику ландшафта, периодические изменения придорожных экосистем и биологическую ценность нарушаемых строительством земель; - сохранять и защищать заказники, водоохранные зоны и памятники природы. Внедрение новых технологий, техники и оборудования при строительстве и эксплуатации дорожно-мостовых объектов не только способствует реабилитации окружающей среды, но и позволяет достичь ощутимого эколого-экономического эффекта, выражающегося в сокращении зон сверхнормативного воздействия, и, как следствие, в снижении экологического ущерба. П.Е.Смирнов, к.э.н., ФГУП "Союздорпроект " |