Решение проблемы удаления снега в Москве за счет использования системы городской канализации


В Москве, как ни в одном из мегаполисов мира, остро стоит проблема очистки улиц от снега и его последующего удаления. Общее количество подлежащего удалению снега в сезон достигает 25 млн. м3. Весь снег, убираемый с городской территории и проезжей части автомобильных дорог в сезон 1998-99 г. в основном сбрасывался в р. Москву и р. Яузу и вывозился на несанкционированные свалки, откуда поступал в водоемы в виде талых вод.
Снег, вывозимый с городской территории, сильно загрязнен грубодисперсными веществами (в основном, уличный мусор, т.е. компоненты, характерные для ТБО), взвешенные вещества (в основном, глинистые частицы), нефтепродукты и хлориды. Велико содержание песка и гравийной фракции.

Сложившаяся система снегоудаления вошла в серьезное противоречие с мероприятиями по оздоровлению водоемов, проводимыми в городе в последние годы, и потребовала скорейшего совершенствования. Реализуя последовательную экологическую политику, Правительство Москвы приняло решение о недопущении, начиная с сезона 2000/2001 г., сброса снега в водные объекты.
В сложившейся ситуации в начале 2000 г. МГП "Мосводоканал" выступил с инициативой масштабного использования системы канализации города для плавления снега за счет тепла городских сточных вод и транспортирования полученной смеси стоков и талых вод на городские очистные сооружения с последующей очисткой.

По результатам проведенных лабораторных и опытно-промышленных исследований, а также инженерных проработок, были определены следующие основные принципы конструирования снегоплавильных камер (СПК):

- с целью минимизации нагрузки на сооружения канализации СПК должны быть рассчитаны на удаление не только основных грубодисперсных примесей, но и быстрооседающих загрязнений, содержащихся в снеге. С этой целью она должна обеспечивать полное плавление сбрасываемого снега и отстаивание полученной талой воды;
- для упрощения конструкции все технологические операции по плавлению снега и очистке талой воды следует производить в одном сблокированном технологическом сооружении;
- в целях рационального использования механизмов и упрощения эксплуатации снегосплавных пунктов целесообразно отказаться от использования в конструкции СПК стационарного электромеханического оборудования для выгрузки накапливаемого мусора. В конструкции должна предусматриваться периодическая очистка СПК с помощью строительной техники.

В зависимости от ситуаций были использованы два типа конструкции СПК:
- с подачей сточной воды из самотечного канала с помощью специальной насосной станции в СПК,
- с самотечной подачей сточной воды из канализационного канала в камеру, расположенную на «байпасной» линии, с регулированием подачи сточных вод с помощью затворов; с подачей сточной от напорных трубопроводов КНС.

В 2002 г. (в течении менее чем 2 лет) на системе московской канализации создано 25 снегосплавных пунктов общей производительностью до 85 тыс. мЗ /сутки, размещенных во всех административных округах города.

С целью снижения трудоемкости работы Правительством Москвы было принято решение о необходимости механизации производственного процесса и оснащении снегосплавных пунктов специальными устройствами для непрерывного измельчания и продавливания снежной массы в снегосплавные камеры.
Разработанное «ВНИИстройдормаш» и «ВНИИметмаш» оборудование представляет собой механические приемные бункера с роторно - молотковыми дробилками (с электро-гидравлическими и электро-механическими приводами, соответственно). По состоянию на сегодняшний день на снегосплавных пунктах уже установлено и находится в опытно - промышленной эксплуатации 81 единиц приемных бункеров.
В кратчайшие сроки организована система эксплуатации нового для канализации хозяйства. Прием снега осуществляется по утвержденным тарифам, по талонам, продаваемым организациям, ответственным за уборку снега в Москве.

Безусловно, в результате эксплуатации пунктов ощутимо возрастет нагрузка на канализационные сооружения, по предварительным расчетам, прежде всего по взвешенным веществам, песку и нефтепродуктам. Мониторинг, проводимый в сезон 2002/2003 г., показал отсутствие негативного влияния на качество очистки, однако выявил возросшие трудности с эксплуатацией оборудования механической очистки на станциях аэрации.


В.Н. Штопоров
МГП "Мосводоканал"